Зарядные устройства для электромобилей сложнее, чем разъёмы USB-C. Существует множество типов зарядных устройств, ведь электрические автомобили оснащены разными розетками. Можно ли здесь говорить о каком-либо стандарте? Да, их много, и если сравнивать их, можно определить лучшие.
Приглашаю прочитать это руководство по зарядкам для электромобилей, начиная от видов зарядных устройств, заканчивая типами розеток.
Какие бывают зарядные устройства для электромобилей
Несомненно, одно из самых больших проклятий водителей электромобилей — это процесс зарядки.
Даже если вы считаете необходимым делать перерывы во время езды, чтобы восстановиться, размять ноги и т. д., без пополнения батарей не обойтись. Процесс может быть связан с трудностями поиска нужной станции на маршруте, её наличием или совместимостью с нашим автомобилем.
Зарядные устройства для электромобилей не универсальны и подходят не для каждой модели. И основная дилемма здесь сводится к разным типам зарядных розеток.
За годы развития рынка появилось множество типов разъёмов, которые продвигались как производителями автомобилей, так и универсальными стандартами. Последние, появились независимо друг от друга и на разных континентах, поэтому в последнее время создаётся впечатление, что всё потихоньку нормализуется.
Деление по типу зарядного тока
Прежде чем перейдём к типам зарядных розеток для электромобилей, необходимо узнать, какой ток мы будем использовать для восстановления аккумуляторов.
Этот параметр выражается напрямую, среди прочих: на протяжении всего процесса. И следует помнить, что на то, как долго электромобиль должен быть подключён к электросети, влияет множество факторов.
Ключевыми факторами являются погодные условия (чем ниже температура, тем дольше), состояние аккумулятора, комплектация автомобиля, например, тепловым насосом, а также мощность самого зарядного устройства или станции.
Зарядные устройства переменного тока (Alternating Current)
Зарядные для электромобилей переменного тока (Alternating Current – AC), чаще всего используются, когда у нас много свободного времени.
Они обычно используются в домах, гостиницах, на парковках и в других местах, где мы можем припарковать автомобиль на более длительный период. Но, тяговые аккумуляторы в электромобилях, те, от которых двигатели черпают энергию для работы, должны заряжаться постоянным током (Direct Current).
Поэтому здесь необходимо дополнительное использование преобразователей с соответствующей настройкой для всех параметров. В этом случае речь идёт о комплектных зарядных устройствах для электромобилей, которые во многих случаях могут оказаться «узким местом». Это, также напрямую влияет на увеличение времени зарядки автомобиля.
Зарядные устройства, использующие переменный ток, чаще всего имеют мощность 11 или 22 кВт, что позволяет заряжать большинство электромобилей за ~8 часов. Как я уже упоминал, такой вид зарядки идеально подходит для домашнего использования.
Поэтому при выборе электромобиля обратите внимание на то, включено ли в комплектацию зарядное устройство мощностью 11 кВт. Ведь в некоторых моделях производители предлагают и платную опцию, позволяющую увеличить мощность зарядных до 22 кВт. В этом случае удвоенная мощность означает почти военное меньшее время зарядки.
Переменный ток (AC) по-прежнему широко используется в гибридных авто (PHEV), то есть в тех, которые заряжаются от розетки (например, Jeep Wrangler 4xe). Из-за ограниченной ёмкости тяговых аккумуляторов только в исключительных ситуациях производители разрешают заряжать авто постоянным током.
Зарядные устройства постоянного тока (Direct Current)
Отправляясь в дальнюю дорогу, надо искать зарядные устройства для электромобилей, работающие на постоянном токе (DC).
Из предыдущих разделов мы узнали, что постоянный ток необходим для зарядки тяговых аккумуляторов. Используя такую станцию, мы значительно ускоряем процесс регенерации энергии аккумулятора. Зарядные станции постоянного (DC) тока чаще всего представляются как коммерческие услуги третьими лицами, то есть такими компаниями, как GreenWay, Orlen Charge, Ionity и другими.
Каждый месяц появляются новые локации, где мы можем подключить свой автомобиль к зарядке. Сами станции также становятся более мощными, и здесь мы подходим к теме скорости восстановления энергии.
Упоминая зарядные устройства для электромобилей, передающие постоянный ток (DC), мы всё чаще будем говорить о мощности 100 кВт. Конечно, встречаются и станции, которые предлагают 40 или 50 кВт, но тенденция явно движется вверх. В этом случае речь идёт о платформах на 400 В или даже 800 В.
Сегодняшние ограничения скорости зарядки составляют около 350 кВт на одну зарядную точку.
При использовании самого быстрого зарядного устройства для электромобилей постоянного тока мы всегда должны помнить о различных характеристиках процесса зарядки. При этом отчётливо заметим, что автомобили не всё время будут, заряжаются на максимальной мощности. Чаще всего процесс происходит на средней мощности.
Стоит также понимать, что если одна зарядная станция предлагает две точки подключения, то передаваемая мощность, чаще всего будет разделена между двумя автомобилями. Поэтому выбирайте менее людные точки электрозаправок.
Типы зарядных розеток в электромобилях
Давайте теперь подробно разберём типы розеток, используемых в электромобилях.
Я в основном сосредоточусь на стандартах, используемых в Европе, потому что в каждой стране есть свои особенности, а точнее — на каждом континенте. Тем не менее это очень важная информация для тех, кто рассматривает возможность покупки электромобиля, например, из США.
В таком случае может оказаться, что вам придётся дополнительно приобретать соответствующий переходник или адаптер. Как правило, с ними нет серьёзных проблем с точки зрения доступности или разнообразия, но устройства более низкого качества могут вызвать неудобства при обмене данными между зарядным и компьютером нашего авто.
Необходимо также учитывать, что в зависимости от адаптера могут быть ограничения, связанные с поддерживаемой мощностью зарядки. Но давайте уже перейдём к конкретике.
Розетка Type 2 для быстрой зарядки
Разъём Type 2 также называется Mennekes. от названия компании, разработавшей этот стандарт.
Более продвинутым, возможно, известен также Type 2 в виде вилки IEC 62196, но давайте по порядку. Прежде всего, вам необходимо знать, что розетка Type 2 – это стандарт, встречающийся по всей Европе, он также является самым популярным. Такие вилки можно найти не только в стационарных зарядных устройствах, но и в виде отдельных кабелей. И здесь мы можем позаботиться об электропитании несколькими способами.
Type 2 — это в основном розетка, которую мы используем для зарядки переменным током (AC). Хотя следует добавить, что технология предусматривает и использование постоянного тока (DC).
Сегодня только один производитель решился на такой шаг, это Tesla, о которой мы поговорим чуть позже. Все остальные ориентируются на зарядку переменным током в различных вариантах мощности. Чаще всего это 11 кВт, но иногда и 22 кВт.
В случае с Plug-In гибридами (PHEV) мы также встретим 7,4 кВт, а совсем необычная мощность — 43 кВт (исключение: Renault Zoe). Однако помните, что в этом случае решающее значение имеет технология бортового зарядного устройства электромобиля.
Поэтому на одном конце у нас есть вилка для розетки Type 2, а на другом, может быть электростанция или эквивалент гнезда Type 2. Большинство новых зарядных станций для электромобилей больше не имеют постоянно подключённого кабеля Type 2. Вместо него, розетка, поэтому нам придётся позаботиться о подключении, купив и возя с собой соответствующий кабель.
Другой вариант — мобильные зарядные устройства, которые можно подключить к обычным розеткам на 220 В. Однако в этом случае мы ограничены мощностью 3,6 кВт (16 А), вероятно, самой медленной из возможных.
Например, автомобиль с низкой ёмкостью аккумулятора (~50 кВт*ч) восстановит всю энергию таким образом только через десять часов. Поэтому чаще всего это экстренный вариант. Кстати, также следует помнить, что большинство зарядных устройств такого типа требуют заземления (стандарт Schuko).
Универсальность розетки Type 2 подводит нас к обычным домашним применениям. Это решение предназначено для подключения автомобиля к сети питания даже на ночь. И здесь нам понадобится трёхфазное подключение (так называемое силовое, 400 В, 16 А или 32 А с дополнительной защитой) или настенный щит, который позволит передавать соответствующую мощность.
На деле это наиболее рекомендуемые зарядные устройства для электромобилей, поскольку они позволяют восстанавливать энергию достаточно быстро (обычно до ~8 часов) при использовании питания от фотоэлектрических батарей.
Розетка CCS Combo 2 для современных электромобилей
Своеобразным расширением Type 2 является розетка CCS Combo 2 (Combined Charging System – комбинированная система зарядки).
Зарядные устройства для электромобилей, использующие это решение, работают на постоянном токе (DC). Означает, высокую мощность и короткое время зарядки. Это также очень популярный стандарт в Европе, хотя нюансы здесь имеют значение.
Само наличие розетки CCS Combo 2 на зарядной станции не обязательно означает, что мы зарядим автомобиль максимально быстро. Конечно, ограничением может быть технология получения энергии, которой оснащён автомобиль, но чаще всего это будет сама зарядная станция.
Отправляясь на конкретную зарядную станцию, убедитесь, что она имеет большую мощность. До недавнего времени доминировали точки мощностью около 40–50 кВт. В 2023 году инфраструктура явно развилась и, например, Greenway эффективно совершенствует свои зарядные устройства для электромобилей, увеличивая мощность до 140 кВт.
Здесь можно было бы остановиться, ведь для многих автомобилей это будет фактически потолок того, что они смогут получить напрямую на тяговый аккумулятор. Однако большинство новых электромобилей уже поддерживают мощность зарядки более 300 кВт, когда CCS Combo ограничен 350 кВт. В России таких станций пока не найти, хотя они, где-то есть.
Type 1, CCS Combo 1, CHAdeMO и Type 3 разъёмы
Теперь мы переходим к типам розеток зарядных устройств для электромобилей, о существовании которых вам следует также знать.
Особенно это будет полезно, если вы думаете об импорте электромобиля. Первое, что нужно запомнить, разъём Type 1 не обязательно следует считать предшественником Type 2. На практике разница между ними значительная, но ключевое различие касается региона, в котором тот или иной стандарт стал популярен.
В этом случае речь идёт о розетке Type 1 (Yazaki), которая распространена в США и является эквивалентом европейской розетки Type 2. В зависимости от поколения речь идёт о разъёме, использующем переменный ток (AC), способном выдавать менее 20 кВт в первом варианте или 90 кВт во втором.
Как CCS Combo 2 относится к розетке Type 2, также относится CCS Combo 1 к Type 1.
Автомобильные зарядные устройства CCS позволяют заряжать автомобили постоянным током (DC), являясь своего рода расширением стандарта, ориентированного преимущественно на переменный ток (AC). Розетка CCS Combo 1, естественно, приобрела наибольшую популярность в США. В этом случае речь идёт о зарядке постоянным током (DC) мощностью до 350 кВт.
Про сокет CHAdeMO, возможно, вы уже знаете, потому что он наконец-то появился в Европе. Он результат попыток японских производителей популяризировать новый стандарт для зарядных устройств электромобилей. Ведь Nissan Leaf был одним из первых электромобилей, получивших заметную популярность даже на нашем континенте.
Разъём CHAdeMO пока находится в разработке, но текущая ситуация показывает, они в основном будет использоваться в Азии, потому что у нас этот тип розеток вымирает, и многие зарядные станции уже обновлены для поддержки двух точек CCS Combo 2 вместо CCS Combo 2 + CHAdeMO.
Чтобы закрыть тему японского стандарта, необходимо знать, что эта технология создана для постоянного тока мощностью до 62,5 кВт. Но в последней версии CHAdeMO 2.0 мощность увеличена до 400 кВт. Иногда вы также можете встретить его как разъём, называемый Type 4.
Раз был Type 1, Type 2, а сейчас Type 4, то со временем должен появиться Type 3, верно? На самом деле он уже есть – это стандарт автомобильного зарядного устройства, который получил название Scame. Появился он ещё в прошлом тысячелетии и должен был стать основным стандартом в Евросоюзе. Как вы понимаете, этого не произошло и в Европе правит Type 2.
Tesla Supercharger или Apple в мире зарядных для электромобилей
Евросоюзу удалось убедить Apple использовать USB-C даже в iPhone, и аналогичная история потихоньку происходит с Tesla.
Компания Илона Маска начала свою деятельность в то время, когда электромобили выглядели совсем по-другому. Поэтому на волне роста популярности стали появляться собственные решения для автомобильных зарядных устройств. Вместе с ними в Соединённых Штатах начали появляться специализированные зарядные станции, и именно так родилась концепция Tesla Supercharger.
Производитель решил представить свой тип разъёма, также имеющий несколько разновидностей. Самой популярной является модель розетки, представляющая разновидность стандарта Type 1 (AC), но с возможностью зарядки постоянным током (DC) и мощностью до 120 кВт. Однако речь в основном идёт об использовании на американском рынке.
Готовя свою экспансию в Европу, Tesla пришлось разработать дополнительные уникальные зарядные устройства для электромобилей, не нашедшие широкого признания. Поэтому производитель решил использовать имеющуюся в стандартной розетке Type 2 опцию для зарядки постоянным током (DC) мощностью до 140 кВт.
Видимый треугольник на одном из контактов препятствует использованию этой вилки в автомобилях с классической розеткой Type 2, рассчитанной на переменный ток (АС).
Вам также необходимо знать о возможности обновления некоторых моделей Tesla для поддержки распространённых зарядных устройств CCS Combo 2. Для этого требуется посетить сервисный центр и использовать специальный адаптер. В итоге мы получаем больший выбор зарядных станций и немного большую мощность.
Последние модели Tesla, предназначенные для европейского рынка, получают установленную на заводе розетку CCS Combo 2.
Электромобили могут отдавать электричество
Но кто сказал, что электромобилям нужно лишь черпать электричество – во многих ситуациях они также могут отдавать его на другие цели.
Определённо одно из самых популярных решений, которое мы можем найти предлагают Hyundai и Kia в виде V2L (Vehicle-to-Load). С одной стороны, большинство электромобилей обоих производителей оснащены специальной вилкой, которую мы подключаем к розетке Type 2 автомобиля.
С другой стороны, мы видим классическую розетку на 230 В, от которой можно получить максимум 3,6 кВт. Другими словами, легко можем запитать телевизор, чайник или любую другую бытовую технику. Всё это в безопасных, хорошо охраняемых условиях.
Конечно, существуют и другие варианты аналогичного подхода к передаче энергии. По всему миру появляются такие понятия, как V2G (Vehicle-to-Grid), V2H (Vehicle-to-Home) или V2B (Vehicle-to-Building). Все три решения, по сути, сводятся к одному и тому же – подключению автомобильного аккумулятора напрямую к электросети дома или здания.
За всем этим стоит большая идея рационально управлять собранной энергией. Заряжая автомобиль дешёвой и экологичной электроэнергией (например, в течение дня от фотоэлектрических батарей), и возвращая её, когда мы не можем получить энергию из возобновляемых источников (например, ночью).
Ответы на вопросы и карта зарядных станций
Здесь вы найдете ответы на часто задаваемые вопросы о зарядке электромобилей, а также удобную карту с актуальными зарядными станциями.
Мы постарались кратко описать необходимую информацию, чтобы сделать ваши поездки на электромобиле комфортными и беспроблемными.
Можно ли заряжать электромобиль от обычной розетки
Да, существуют зарядные устройства переменного тока с розеткой Type 2, которые можно подключить к обычной розетке 220 В. Однако это самый медленный вид зарядки электромобилей, который может длиться от десятка до нескольких десятков часов.
Какой самый дешёвый способ зарядить электромобиль
Лучше всего использовать избыточную электроэнергию, которая производится с помощью фотоэлектрических батарей. В остальных случаях следует выбирать ночной тариф (дешевле). При этом вам необходимо обратится к операторам зарядных станций и подобрать подходящие зарядные устройства для вашего электромобиля.
Сколько времени занимает зарядка электромобиля на станции
Зарядка электромобилей на станциях быстрой зарядки (DC) занимает от 15 минут до 2 часов. Всё зависит от мощности станции, поддерживаемой автомобилем технологии и погодных условий.
Карта зарядок для электромобилей
Станция зарядки электромобилей в МосквеМосква
Оцените насколько полезна статья?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Мы не претендуем на истину! Высказанное в обзорах, статьях и рейтингах мнение автора, является сугубо его личным, основанным на опыте, практике или других факторах. Оно может не совпадать с вашим, но это не значит, что неверно или не имеет права существовать. Все материалы, ссылки или контент сайта tehnobzor.ru носит сугубо познавательный (информационный) характер и не является рекламой, даже если содержит рекомендации автора